Календарь

П В С Ч П С В
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
Яндекс.Метрика

Николай Никанорович Дубовской

1259355487_dubovskojj-nikolajj-nikanorovich_0_0.jpg

Дубовский Н. Н. (1859-1918)

     Николай Никанорович Дубовской родился 5 декабря 1859г. в Новочеркасске, в семье родового казака из Нижнее-Курмоярской станицы. И хотя с ранних лет он проявлял живой интерес к рисованию, ему по традиции была уготована судьба военного. Однако по окончании Киевской Владимирской гимназии Николай Дубовской добивается у отца разрешения и поступает в С.-Петербургскую Академию художеств сначала вольнослушателем, а затем переводится в класс пейзажной живописи профессора М.К. Клодта. Успешно пройдя курс обучения и выйдя на конкурс, он, тем не менее, отказывается писать дипломную картину на заданную тему и в 1881 году покидает Академию, повторив своим поступком знаменитый «бунт 14-ти» выпускников 1863 года во главе с И.Н. Крамским. Написанные Н. Дубовским на свободную тему пейзажные картины – «Перед грозой» и «После Дождя» академическим Советом приняты небыли, зато, показанные в том же году на выставке Общества поощрения художников, обе удостоились премией.

     Демократичность взглядов и убеждений художника привели его в лагерь передвижников, где он получил поддержку, а его творчество – быстрое признание. Его первым из плеяды молодых художников, таких как А.Е. Архипов, И.И. Левитан, В.А. Серов, А.М. Васнецов, - приняли в члены ТПХВ (1886). С 1899 года Дубовской — член правления Товарищества передвижников.С 1911 года профессор-руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.

    Н.Н. Дубовской вместе с И.И. Левитаном, другими молодыми передвижниками был создателем нового направления в русской пейзажной живописи, которое получило впоследствии название «пейзаж настроения». Для них главным в пейзаже становится не столько точность воспроизведения природы, сколько то, из чего слагается красочное впечатление, что составляет «настроение» мотива, его художественный смысл. Программным произведением Дубовского в этом плане стала картина «Притихло». Показанная в 1890 году на 18-й передвижной выставке, она сразу же получила единодушную оценку и признание. Узнав о том, что ещё до открытия выставки в С.-Петербурге картина была приобретена императором Александром III для Зимнего дворца, П.М. Третьяков заказывает художнику её повторение для своей галереи в Москве. «Притихло» и теперь самое известное произведение Н.Н. Дубовского. Старейший русский и советский пейзажист В.Н. Бекешев высказался о нем так: «Среди лучших произведений мировой живописи найдётся немного полотен, в которых с такой законченностью, с такой поистине классической ясностью выражено то, что принято называть настроением. Это действительно картина в полном смысле этого слова».

     На каждой передвижной выставке появляются новые работы Н.Н. Дубовского, выдвигающие его в первый ряд русских пейзажистов, в котором блистают имена И.И.Шишкина, А.И. Куинджи, В.Д.Поленова. особо отмечались критикой такие произведения как «Вне монастыря» (1893), «Водопад Иматра» (1894), «Пашня» (1894), «Последние льдины» (1897), «Океан» (1899), «Жатва» (1899), «Сумерки» (1901), «Поденщики» («Землекопы», 1906), «У Василия Блаженного» (1916) и другие. Опираясь на опыт и достижения русских пейзажистов старшего поколения – А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, М.К. Клодта, используя открытия французских импрессионистов в области цвета и плентера, Дубовской однако, не увлекался «этютизмом», а остался, прежде всего, мастером пейзажной картины. Завещал значительную часть своих произведений, а также собранной им коллекции живописи своему родному городу Новочеркасску. 16.jpg Дубовский Н. Н. Ураган в степи